TRUMPлин

Осязаемый Hi-Tech
"Наблюдатель"

TopList
с 19.11.99
Rambler's Top100

"Озязаемый Hi-Tech"
рекомендует

[ Стиль жизни Hi-Tech на Клубмане ]
 
Заметка пятая. Спецэффекты в мире кино

Продолжаем осваивать русскоязычный Интернет в контексте "hi-tech для масс".

Постоянный (ничего, бывает) наш читатель знает из второй заметки, попытка найти в Рунете хоть сколь значимую информацию о болидостроительстве для "Формулы-1" потерпела легкое фиаско. Столь печальные результаты были списаны, в первую очередь, на неумение автором этих строк использовать всю мощь и возможности поисковых систем (сложные запросы, фильтры, пр.). За два месяца "творческого отпуска" удалось познакомиться с циклом статей в КомпьютерПресс "Поиск информации в Интернете", рядом публикаций в Мир Интернет и Интернет и даже укрепить свой "подмоченный английский" с помощью журнала .net (изумительно приятное глянцевое британское издание, www.netmag.co.uk). Столь солидного запаса знаний вполне достаточно, чтобы сделать вывод: информацию в безднах Сети необходимо искать по наитию, с каждым щелчком мыши прислушиваясь к внутреннему голосу, как тому ковбою из анекдота...

Итак, сегодня в меню мой любимейший десерт: спецэффекты в мире видео и кино. Мир компьютерных игр и демороликов, которыми столь богаты CD к новой видеокарте, временно остаивим за бортом осязания и обоняния.

Я человек довольно всеядный, особенно в своих кинопристрастиях. В состоянии посмаковать и Джима Джармуша ("Мертвец"), и Цукер-Абрахамс-Цукера ("Горячие головы"). Три с копейками часа отдавливал "пятую точку" в Кинотеатре Маяковского на "Титанике" (утопление Ди Каприо воспринял с облегчением: скоро на выход. Но фильм хороший...), а буквально через два часа уже дома, удобно устроившись на полу, "Ромео и Джульетта" (с ним же в главной роли). Люблю Билла Мюррея, Брюса Виллиса, Джоди Фостер, Джона Траволту, Джеки Чана и Мерил Стрип, все фильмы К.Тарантино, Р.Земекиса, Д.Ву и Л.Бессона... Одним словом, откройте любой справочник "2000 фильмов XX века" и ткнике на любой странице, и я скажу: "Хорошее кино". Но особо я неравнодушен к спецэффектам. И в фантастике-боевике или фильме-катастрофе я смакую именно моменты, когда на экране телевизора происходят мутации-превращения, рожденные в недрах Силиконов (от Silicon Graphics).

С чего все началось для меня? "Легенда" Ридли Скота, "Лабиринт" Джима Хэнсона, "Бесконечная история" Вольфгана Петерсона. Две истории с гоблинами, единорогами, драконами, чудовищами, Дэвидом Боуи в роли короля гоблинов и Томом Крузом в роли Лесного Джека. Изумительный видеоряд, сказочные персонажи, смесь видеоэффектов и кукольной анимации. Впрочем, кроме первых двух фильмов, в 1986 году вышли и "Чужие" Джеймса Камерона, установившие на следующие два десятка лет стандарт на зелено-слизкое представление об инопланетных чудовищах (приятные исключения: "Инопланетянин" Спилберга, "Пятый элемент" Бессона, "Бездна" Камерона и, пожалуй, все), и "Назад в будущее" Роберта Земекиса годом раньше. Именно в этом году, четырнадцать лет назад, компьютерное моделирование и компьютерная графика вошли в кинопроизводство.

Сразу обращаю внимание на занимательный факт. Практически все фильмы, котрые будут мной упоминаться, вышли "из-под пера" не более десятка режиссеров, которые уступают и отвоевывают друг у друга место на спецэффектовом киноолимпе уже в течение двадцати лет. Вернемся к предыдущему абзацу и заметим, что Ридли Скотт снял еще первого "Чужого" в 1979 году, получил за него "Оскара" за спецэффекты. Вторых "Чужих" снял Камерон (тот самый, с "Титаником" через одиннадцать лет) и получил своего "Оскара", а Скотт с "Легендой" был номинантом. Вывод: спецэффекты - дорогостоящее удовольствие, которое могут себе позволить только коммерчески успешные режиссеры. Вообще, правило смотреть не на звездный состав актеров, а на фамилии режиссеров при покупке видеокассет я принял еще пять лет назад. И ни разу не промахнулся.

Итак, 1986 год, как я уже упомянул "Чужие" получили два "Оскара" по номинациям-близнецам: спецэффектам и звуковым эффектам. Через год статуетку завоевал "Внутренний космос" Джо Данте (и его мы не раз упомянем). Летчик-испытатель, находясь "на мели", участвует в эксперименте по уменьшению собственного тела, и капсула с ним попадает в тело постороннего человека. В этом же году вышел фильм Джона Карпентера "Большой переполох в маленьком Китае", боевик-фэнтези с Куртом Расселом.

В 1988 году - ну, конечно же "Кто подставил кролика Роджера" Роберта Земекиса, а также за звук и (уникальный случай, пришлось срочно придумать номинацию) специальная премия за постановку анимационных сцен Ричарду Уильямсу. Озорная, веселая семейная "мультимедийная" комедия, благодаря которой возникло целое направление в киониндустрии - "кинокомиксы" ("Маска" с Джимом Керри, "Девушка-Танк", как впрочем и "Жучиный сок (Битлджус)" от Тима Бартона, появившаяся годом раньше).

Восемьдесят девятый: трехчасовая "Бездна" (угадайте кого?) Джеймса Камерона. Бурили себе американские парни скважины глубоко под водой (Эд Харрис в главной роли), а рядом, как назло, рванула атомная субмарина (советская, кажется). На помощь пришли инопланетяне (а вы думали бравые US Army? Полноте, "Горбачев, перестройка, гласность", а главный армейский штатовский "командир" - эдакий "неперестроившийся ястреб"). Тим Бартон номинируется с "Бэтменом". Выходит также "Охотники за привидениями -2" Айвена Райтмана.

1990 год - "Вспомнить все" от Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером и Шарон Стоун. Бывший агент межпланетной разведки прошел процедуру стирания памяти после отхода от дел, но, видимо, недостаточно плохо стерли. Марсианские пейзажи, взрывы, стрельба с погоней. Кстати, в этом же году вышел на большой экран "Призрак" Джерри Цукера с Патриком Суейзи, Деми Мур и Вупи Голдберг. Не пропустили на ОРТ в воскресенье?

1991 год - "Терминатор-2. Судный день" (еще одна попытка: кого?) Джеймса Камерона. Без комментариев. Роберт Патрик из "жидкого металла" - вечный памятник индустрии спецэффектов. А также "Оскар" за звук и звуковые эффекты. Люк Бессон снял свою "Атлантиду" - подводный мир во всем великолепии, разнообразии и величии. Очередной, шестой фильм "Кошмара на Улице Вязов" от Рэйчела Тэлалея стал весьма "спецэффектным".

1992 год - "Смерть ей к лицу" Роберта Земекиса. Мерил Стрип, Голди Хоун и (внимание, смертельный номер!) Брюс Виллис в роли пожилого, пузатого, лысого, невзрачного хирурга по пластическим операциям. Ха-а-а-арошая комедия! В этом же году - "Дракула Брэма Стокера" от Фрэнсиса Форда Копполы с Гэри Олдменом, Вайоной Райдер и блистательным Энтони Хопкинсом.

На следующий год победу празднует "Парк юрского периода" Стивена Спилберга (как всегда, троица: спецэффекты, звук, звуковые эффекты). Кстати, главного "Оскара" взял тот же Спилберг, но за "Список Шиндлера" В этом же году Крис Картер начинает снимать один из наиболее успешных телесериалов - культовые "Секретные материалы (X-Files)". Альберт Пьюн снимает футуристический технотриллер "Немезида" с Оливером Грюнером в первом фильме и Тиной Коте во второй части (в 1995 году).

1994 год - "Форрест Гамп" Роберта Земекиса ( 6 статуэток). Здесь случай уникальный. Если практически все предыдущие номинанты - это либо фантастические фильмы, либо фильмы-комедии "такого-не-может-быть-в-реальной-жизни", то в "Форрест Гампе", возможно, впервые использовались спецэффекты таким образом, чтобы зритель не догадался, что это спецэффект. Том Хэнкс встречается с президентом Кеннеди, Джоном Ленноном, Никсоном, Элвисом Пресли и прочими деятелями, жмет им руки, показывает ранения, беседует, одним словом, побывал участником практически всех значимых событий Америки за двадцать пять последних лет. Тот же трюк использовал Леонид Парфенов в цикле передач "Проект "Намедни", 1961-1991" на НТВ. В этом же году - "Скорость" Яна де Бонда с Сандрой Баллок, Деннисом Хопперм и восходящим Кину Ривзом ("Оскары" за звук и звуковые эффекты"). Да, ну и у "Утомленных солцем" Никиты Михалкова в номинации "Лучший иностранный фильм" (упомянут так, для расширения кругозора). И, само собой "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино (просто нравиться фильм и режиссер).

1995 год - "Кроха (Бейб)" Криса Нунена (продюссер Джордж Миллер, создатель трех "Безумных Максов"). Веселая семейная австралийская комедия про поросенка, мечтающего стать овчаркой и пасти овец. Все обитатели животные и птицы фермы говорят и поют (особенно восхитительны мыши, исполняющие фальцетом арию Тореодора), так как используются компьютерные приемы и роботы-животные, разговаривающие на крупном плане с соблюдением артикуляции, причем переход от живого действия к комбинированному происходит в одном кадре и совершенно незаметен. Серьезную конкуренцию ленте составила детская же сказка "Каспер" Брэда Силберлинга с Биллом Пулманом. Оба фильма стоят того, чтобы занять место на полке с видеокассетами. В этом же году снят полностью компьютерный мультфильм "Игрушечные истории (Toy Story)" - важная веха в истории мультипликации. Стоит упомянуть еще "Апполон-13" Рона Ховарда. Кстати, направление "незаметных спецэффектов" получило дальнейшее развитие. При сьемках британского фильма "Англичанин, который взошел на холм, чтобы спуститься с горы" режиссеру Кристоферу Монгеру потребовалось перенести трехсотметровый холм на другую сторону городка, где производились съемки, что успешно и сделали специалисты-компьютерщики. И еще один фильм, о которм хочу упомянуть: фантастический фильм "Виртуальность (Virtuosity)" Бретта Леонарда (в ролях Рассел Кроу и Дэнзел Вашингтон). Дело в том, что этот фильм полностью снят в студии "на синих экранах" на цифровой носитель, а затем монтирован в цифровом виде. Таким образом, кинопленка была исключена как носитель, а все окружающие актеров предметы и строения были сгенерированы специальным ПО на Silicon Graphics. Общий объем цифрового видео до монтажа составлял 912 гигабайт.

В 1996 году премию "Оскар" получил "День Независимости" Ролланда Эммериха. При всей натянутости сюжета и чрезмерном ура-патриотизме спецеффекты в фильме весьма впечатляющие и масштабные. В этом же году "антифильм" с точностью наоборот указанному снял Тим Бартон - "Марс атакует!". Сказка "Сердце дракона" Роба Коэна: пластичный и правдоподобно "живой" дракон с голосом Шона Коннери. Крутой фантастический боевик "Крикуны" Кристиана Дагуэя с Питером Уэллером.

На следующий год на Олимп вернулся Джеймс Камерон. Великий и могучий "Титаник". Без комментариев, согласны? О компьютеризации в производстве фильма фильме смотрите публикации в шестом номере "КомпьтерПресс" за 1998 год. Люк Бессон снял самый дорогой европейский фильм "Пятый элемент". Занимательный сюжет, игра актеров (Брюс Виллис, Мила Йовович, Гэри Олдман), фантастические костюмы от Жан-Поля Готье и превосходные видеоэффекты ("сборка" Лилу, вид города, Планета Смерти). Конечно же, "Люди в черном" Барри Зоннерфильда с Уилл Смитом и Томми Ли Джонсом. Роберт Земекис снял "Контакт" с Джоди Фостер". Этот год ознаменовался выходом на большие экраны ряда фильмов-катастроф, где компьютерная графика и компьютерное видео помогли создать необычайно достоверные природные катаклизмы: "Вулкан", "Пик Данте", "Смерч".

В прошлом году, когда состялось вручение статуэток за 1998 год, фильм «Куда уводят мечты» стал по праву обладателем "Оскара". Самый красивый фильм прошлого десятилетия. Если бы мне пришлось выбирать "три видеокассеты и необитаемый остров", "Куда уводят месты" была бы среди них. В номинантах также ходили "Армагеддон" и "Могучий Джо Янг". Отмечу также "Астероид" - сюжет один в один с "Армагеддоном", но последняя четверть фильма - уникальные компьютерные эффекты (падение астероида на Землю).

Из заметных фильмов прошлого года: "Матрица" Лэрри и Энди Вачовски, "Блэйд" безусловно "Звездные войны. Эпизод первый" Джорджа Лукаса, "Дикий дикий запад".

Нельзя не упомянуть и о видео- и телесериалах, использующих спецэффекты. В этой "епархии" есть три мегазвезды, ставшие стандартами де-факто в использовании видеоэффектов. Это "Секретные материалы", "Вавилон-5" и особенно "Лексс". "Секретные материалы" (режисер Роберт Мэндел, автор проекта - Крис Картер) третий сезон показывает ОРТ (на сезон больше - у ТНТ, если я не ошибаюсь), "Вавилон", помнится, проскакивал на ТВ-6, А "Лексс" (режиссер Пол Донован) - также на ТВ-6 и НТН-4 (Новосибирский телеканал). У каждого сериала масса достоинств и поклонников, сайты в Интернет и официальные бумажные издания.

Каюсь, "Вавилон-5" прошел как-то мимо меня, ничего рассказать не могу, на видеокассете у меня лишь избранные "спецэффектные" кадры из сериала. Но зато какие! Подробнее о спецэффектах "Вавилона-5" смотрите здесь (в конце обзора я дам линк-лист на Нет-ресурсы, посвященные упоминавшимся фильмам).

"Секретные" я стал собирать на видеокассетах еще с 1997 года (помню собственный видеорекорд: знакомый принес восемь кассет с сериалом, на каждой кассете по четыре серии, и я устроил просмотр нон-стоп с восьми утра до двеннадцати ночи с тридцатисекундными паузами для похода в холодильник). Сериал увлекательный, хорошие актеры (Дэвид Духовны и джилиан Андерсон), лихо закрученные сюжеты, и прочая, прочая, прочая. Впрочем, ОРТ, по понедельникам, и если вы не вкусили прелестей "Х-Files" под чашечку "Несткафе" - мои искренние соболезнования.

И под занавес - "Лексс". Сериал (первые четыре, пилотные серии) мне навязали в киоске видеопроката. Я героически отбивался, но продавцу поверил на слово (дерьма он никогда еще не советовал). Пришел домой, извинился перед домочадцами (мол, фантастический сериал, муть какая-нибудь про лазеры-пластеры-протонные двигатели), включил видак... Н-да, помесь шока, восторга, удивления... Сейчас продолжительно процитирую автора страничек, посвященных этому сериалу: "По окончании первого фильма я решила, что либо сплю, либо у меня в чае что-то гораздо прикольнее сахара. К третьему я уже была уверена в реальности происходящего, но мне все казалось, что по окончании рабочего дня половину съемочной группы этого шоу пеленают в смирительные рубашки и везут ужинать в родную психушку. А уж когда дело дошло до серий, мне просто пришлось признать, что я не одинока во вселенной и мои странные эстетические пристрастия разделяют очень и очень многие..." Конец цитаты. Полностью разделяю и готов подписаться под каждой буквой. Суммируя мои восторги: пятерка моих киновпечатлений за прошедшее десятилетие: "X-Files", "Лексс", "Пятый элемент", "Куда уводят мечты", "Эдвард - руки-ножницы". За очередность не ручаюсь... А какие СПЕЦЭФФЕКТЫ в "Леккс"! Вау! Коллосаль! Когда я впервые получил выход в Сеть (в интернет-зале "Доктора Бита"), первое, что я набрал в строке браузера, было www.lexx.com...

Уф-ф-ф. Пора закругляться, солнце встало...

Обещанный линк-лист.

Всего вам,
sharada


1999, 2000 хостинг Узел Синор
1999, 2000 поддержка мастерская Sharada, Animals Group,AlHard